Функции библиотеки в эру цифровых технологий
Согласно классификации, изложенной в научной статье Юдиной И.Г. и Лаврик О.Л., современные библиотеки оказывают 3 вида услуг:
а) Документные услуги - услуги по предоставлению документов (первоисточников) в печатной, электронной и другой форме (а также МБА, ЭДД и т. п.).
б) Сервисные услуги - услуги, предоставляемые с использованием различной компьютерной, аудиовизуальной и другой техники (например, предоставление читателю компьютера для работы, ксерокопирование, сканирование и т. п.). При выполнении этого вида услуг не происходит дополнительной интеллектуальной работы с первоисточником.
в) Информационные услуги - услуги по поиску информации в первоисточниках и ее предоставлению, в том числе в переработанном виде (составление справок, подготовка дайджестов, обзоров, указателей, баз данных, проведение поисков, выполнение консультаций и т. д.). Результатом информационной услуги является новый интеллектуальный продукт, подготовленный сотрудником библиотеки.(Юдина И.Г., Лаврик О.Л. Информационная функция библиотеки: теория и современная практика// Библиосфера, 2008. - №4. - С. 37-42.)
1. Мы организуем доступ пользователей (студентов и сотрудников ТЭПК) к информации, которую бережно и квалифицированно сохраняем в печатном и электронном виде. Причем, иногда выполняем запросы не только библиографически грамотные (то есть по данным с фамилией автора, наименованием книги (диска или журнала) и шифром, по которому книга расставлена в фонде). А бывает, обслуживаем по запросам типа: «Мне, пожалуйста, зелененькую книгу по английскому». JВ этом случае мы часто не отказываемся помочь, выполняя детективные услуги по поиску нужной книги из десятков наименований (причем, оказывается, что эта книга - голубого цвета с зеленой полоской).
По мере финансовой возможности мы пополняем фонд новой литературой, отражая записи о ней в электронном каталоге для того, чтобы доступ к фонду был у каждого нашего читателя.
2. Сервисные услуги в нашей библиотеке представлены как на абонементе, так и в читальном зале. На абонементе оказывается только услуга ксерокопирования, а в читальном зале – несколько:
- Пользователи могут поработать на компьютерах (для этого у нас установлены 3 компьютера) в различных программах (в том числе найти записи по нужной теме в Электронном каталоге ТЭПК или создать чертеж в программе «Компас»),
- Распечатать созданные здесь же документы или принесенные с собой на флэшках или других носителях (например, при отсутствии необходимого кабеля переслать с телефона по электронной почте документ на адрес библиотеки),
- Сканировать документы (при этом желательно заранее знать, в каком формате нужно будет сохранить сканированный документ),
- Сохранить с помощью библиотекаря информацию на флешку.
3. Мы консультируем пользователей библиотеки о возможностях поиска информации, предлагаем различные варианты источников, так как одного источника бывает недостаточно.
Например, бланки по налоговой или бухгалтерской отчетности можно найти:
- В базах данных «Гарант» или «Консультант»,
- На дисках «КонсультантПлюс»,
- В книгах, доступных на абонементе или в читальном зале,
- В сети Интернет (в читальном зале есть доступ к томской сети).
К сожалению, часто пользователи не обращаются за консультацией, и, ограничившись только одним видом источника информации (например, сетью Интернет), уходят из библиотеки разочарованными, не получив то, в чем нуждались. Хотя нужная информация, как часто случается, у нас была.
В период развития информационных ресурсов мы прилагаем немало усилий, чтобы наши пользователи могли самостоятельно ориентироваться в различных источниках информации и получать нужные сведения:
- Мы разработали «Путеводитель по библиотеке», поместив его на сайте колледжа, на странице «Библиотека»,
- Регулярно проводим обучающие беседы для групп нового набора,
- Во время массовых мероприятий рассказываем о том, какие источники информации можно использовать и как найти к ним доступ,
- Разместили объявления на стенде в читальном зале.
Однако мы понимаем, что в напряженной учебной деятельности студенту непросто удерживать в памяти всю эту информацию, которую он использует не каждый день. В связи с этим мы готовы придти на помощь и проконсультировать пользователя, вновь рассказав, к каким источникам в нашей библиотеке он может обратиться, чтобы найти интересующую информацию. Главное – обратиться за этой консультацией.
Помимо консультирования, отвечая на вопросы «где», мы обучаем наших читателей, помогая ответить на вопрос «как»:
- Учим работать с электронным каталогом. Он прост в обращении, но у него, как у любой программы, есть некоторые особенности, знание о которых позволяет сделать поиск более результативным,
- Помогаем воспользоваться полнотекстовой базой данных «Электронные документы» (доступна на сетевых дисках М и S в папке «Читателям»),
- Иногда вместе с пользователем находим нужный документ в базах данных «Гарант» или «Консультант» (когда нужно найти только 1 документ по известным реквизитам).
К сожалению, иногда наши студенты или преподаватели обращаются за помощью, которую мы НЕ оказываем:
- Мы НЕ обучаем пользованию программами (Word, Excel, различные Интернет-браузеры и т.д.);
- НЕ набираем текст вместо наших читателей;
- НЕ ищем информацию в сети Интернет, в книгах и других источниках ВМЕСТО пользователя;
- НЕ исправляем «неполадки», имеющиеся на флэшках и внутри документов пользователей.
Подводя итоги, хочется сказать, что у библиотекарей ТЭПК есть большой опыт, навыки, знания в поиске информации. У вас, уважаемые студенты и сотрудники колледжа, есть возможность ежедневно во время работы библиотеки пользоваться консультациями нас – проводников в современном большом информационном поле.
Библиотекарь ТЭПК Журавлева Н.А.