• » » Музей воспитывает патриотов

    Музей воспитывает патриотов

    10 февраля 2014

    Газета «Образ Жизни. Регион» №6, 6 февраля 2014, г.Асино

      Историко-краеведческому музею «Эпоха» Зырянского филиала эко­номико-промышленного колледжа всего год, но он уже получил признание, заняв второе место среди музеев учебных заведений начального и среднего профессионального образования области.

       В небольшом помещении музейной комнаты мы беседуем с Галиной Геннадь­евной Назаровой, преподавателем иностранного языка и руководителем музея:

       — Мы работаем по трём направлени­ям. Во-первых, это история нашего учеб­ного заведения, созданного на базе ПУ-ЗО. Здесь уже накоплено довольно мно­го материала. Когда-то училище было сельскохозяйственным, имело собствен­ные земли, на которых сеяли зерновые, лён, сажали картофель и другие культу­ры. Старые фотографии рассказывают о функционировании учебного хозяйства. Много информации о спортивных побе­дах учащихся. Теперь наша задача — си­стематизировать имеющийся материал, ну и, конечно, не пропустить интересные события настоящего, ведь когда-то и они станут историей.

       Второе направление — краеведчес­кое. Есть у нас уголок русского старин­ного быта, где можно увидеть чёски для льна, самопрялку, вышитые полотенца, народный костюм, муляж русской печи. Сюда часто заглядывают ученики-таджи­ки. Им интересен наш национальный быт. Зырянцы постоянно приносят и другие краеведческие материалы. Вот, напри­мер, недавно в музей передали останки древнего животного, которые были най­дены в обрывистом берегу реки Кия в селе Красноярка.

       Самое же главное в нашей сегодняш­ней работе — патриотическое воспита­ние ребят. Здесь очень важную роль иг­рает участие в деятельности поискового отряда «Патриот». В этом году после очередных экспедиций наша экспозиция пополнилась предметами, найденными в местах кровопролитных боёв в годы Ве­ликой Отечественной войны.

       На стеллаже я увидела аккуратно раз­ложенные продырявленные пулями и вре­менем солдатские каски, подставки под снаряды, стреляные гильзы, старый сол­датский котелок, проржавевший рожок автомата, части боевой гранаты. Рядом — стенд с фотографиями. Одна из них по­казалась особенно жутковатой. На ней — останки человека, укрытые плащ-палат­кой. На ногах, точнее, на костях конечно­стей, сохранились солдатские сапоги. На другой фотографии — церемония захо­ронения останков. Есть снимки с момен­тами проводившихся раскопок.

       Будто в продолжение затронутой темы в музей вошёл Слава Алек­сандров, учащийся колледжа, нын­че уже выпускник. Он-то и рассказал под­робно о поисковом отряде, в котором работал вместе с Борисом Назаровым, тоже выпускником колледжа:

       — Отряд создан на базе головного кол­леджа. Из наших в экспедиции берут в год по два-три человека. Этим летом были в лесах Смоленщины, где погибла в 1941 году 166-я Томская Гвардейская дивизия. На сборах нам говорили, что эти места до­вольно опасные и даже немного странные. Потом мы сами в этом убедились. Пред­ставляете, в лесу совершенно тихо, даже птицы не поют до сих пор... А вот на сна­ряд и гранату можно запросто нарваться. Бои там шли жестокие. Останки людей, проржавевшее от времени и сырости ору­жие — почти на поверхности, на глубине пятидесяти — семидесяти сантиметров. Копать необходимо с большой осторож­ностью. Мы не раз доставали снаряды, не­стреляные гильзы. Они сильно источены ржавчиной, но от этого только опасней становятся. Поэтому в отряде железная дис­циплина нужна. Каски попадаются: и наши, и немецкие. Много оружия видели.

       Но наша главная задача состояла в том, чтобы отыскать солдатские захоро­нения. Много в этих смоленских лесах ос­талось воинов, не похороненных по-че­ловечески. Просто присыпало землёй от взрыва солдатика, так и остался он ле­жать в ней. Наткнулись мы на такую вот могилку. Возле небольшого ручья отко­пали солдата. Плащ-палатка на нём, са­поги, рядом оружие. Точнее, от солдата-то одни косточки остались. Только тро­нули его, сапоги от времени сразу и рас­сыпались. Плохо, что солдатского меда­льона в этом захоронении не нашли. Так и остался погибший безымянным. Шесть подобных захоронений мы обнаружили, и только один медальон. Погибший сол­дат был из Удмуртии. Его родственникам сообщили о находке. Перезахоранивали останки солдат на специальном кладбище, в братских могилах по всем правилам: с отпеванием, салютом.

       Парень ушёл на консультацию, а мы с Галиной Геннадьевной продолжили разговор.

       — Нынче двое учащихся снова поедут на места боёв. Ну а зимой у нас другая поисковая работа. Ещё в прошлом году наши ребята включились в программу «Наша общая победа». Посещают вете­ранов войны, солдатских вдов и труже­ников тыла, записывают на видеокамеру рассказы стариков, их воспоминания. Эти документальные кадры станут на­дёжным свидетельством живой истории и будут размещены на сайте Томской области. Кроме этого, все снятые ленты отправятся в Москву в Военно-истори­ческий музей, где их будут изучать и до­кументировать. Эти материалы нужны для того, чтобы дать отпор разного рода фальсификаторам истории, которые стремятся из нашего солдата-освободи­теля сделать захватчика и оккупанта.

       Галина Геннадьевна сказала, что ре­бятам нравится общаться с ветеранами, и я в этом убедилась.

       — Я воспитывался в детском доме, — говорит Саша Тихонов. — Так эти старики мне вроде родни стали. Они очень добрые, приветливые. Не только о себе рассказывают, но и о нас всё выспросят. Во многих деревнях мы уже побывали. Будем и дальше снимать.

    По словам Галины Геннадьевны, созда­нием видеофильмов занимаются не толь­ко учащиеся колледжа, но и школьники. Например, в Иловской школе под руковод­ством учителя истории Татьяны Ивановны Пьяных активно работает группа ребят.

       К сожалению, солдаты гибли не толь­ко на полях сражений Отечественной войны. Не вернулись домой со службы на Северном Кавказе два выпускника учи­лища: Александр Коростелёв и Виталий Сафонов. В музее имеются материалы об этих пареньках. Здесь проводятся встре­чи с их родителями, педагогами. Собира­ются в музее ребята и на уроки славы.

       — В необходимости таких музеев, как наш, никто не сомневается, — делает заключение Галина Геннадьевна. — Одно огорчает: работать приходится на чистом энтузиазме. Ехать на поля сражений — на собственные средства. Делать фильм в отдалённой от райцентра деревне — тоже. Да, память — понятие нематериальное. Но, чтобы хранить память о прошлом и передавать её новым поколениям, без материальных затрат не обойтись. Вся надежда — на спонсорскую помощь, которая пока весьма скромна. Если найдутся среди состоятельных людей настоящие патриоты, желающие сотрудничать с музеем, будем этому очень рады.

    Корреспондент Татьяна ТУКШУНЕКОВА.

    Музей воспитывает патриотов

    Активисты музея с акцией «Говорят ветераны» в Михайловской школе.